Публикация

Краудфандинг: опыт Пермского театра оперы и балета

Техническая поддержка

На вебинаре «Как театру перейти в онлайн в режиме карантина» ведущая Алла Платонова, директор по развитию Пермского театра оперы и балета, поделилась опытом работы своего учреждения и рассказала в том числе о привлечении внебюджетных средств – актуальной теме во время перехода учреждений культуры в онлайн.

Собрали в статье основные тезисы лекции на эту тему. Видеозапись встречи доступна для просмотра в группе «PRO.Культура.РФ» во «ВКонтакте».


После перехода Пермского театра оперы и балета в онлайн многие источники получения внебюджетных денежных средств оказались недоступны. В их числе продажа билетов, программок и биноклей, сувениров и книг, а также дополнительных услуг (ВИП-сервис), гастроли и совместное проведение мероприятий (по договорам услуг).

Из привычного набора источников пополнения бюджета осталось 6 доступных вариантов:

  1. Продажа рекламы.
  2. Пожертвования через сайт театра, терминал, QR-код.
  3. Благотворительные пожертвования (по договорам).
  4. Гранты.
  5. Целевое финансирование.
  6. Бартер.

Для привлечения средств в театре с 2015 года существует отдел по работе с партнерами. За эти годы он серьезно продвинулся в выстраивании системной работы со спонсорами, партнерами, рекламодателями, амбассадорами. В числе задач отдела – привлечение новых крупных партнеров, в том числе иностранных, получение средств грантов, развитие краудфандинга и частного меценатства. Сейчас в отделе работают 3 сотрудника.


Как работает онлайн-сбор пожертвований

Страница онлайн-пожертвований театра была создана в 2015 году. За это время удалось добиться значительных результатов:

  • за все время собрано более 1,7 млн рублей;
  • за период карантина с 20 марта по 9 апреля собрано 66 305 рублей (на 27 апреля – уже почти 190 тысяч рублей).

Поддержать Пермский театра оперы и балета можно прямо на официальном сайте. Кнопка «Поддержать театр» находится в верхнем меню и сразу заметна.

На странице размещены благодарности тем, кто перевел пожертвования и дал согласие на упоминание своего имени. На этой же странице любой желающий может увидеть информацию о том, на что пошли собранные деньги и какую сумму собрал театр.

Сама форма для пожертвования расположена справа на странице. Она состоит из нескольких полей. По умолчанию стоит сумма в 500 рублей, но пожертвовать можно любую сумму от 1 рубля.

Примечательная часть этой страницы – инфографика, которая отображает, какая сумма пожертвования что примерно означает для театра.

Пост, напоминающий о возможности поддержать театр, появился в группе 20 марта и позволил собрать 22 951 рубль. В дальнейшем просьба поддержать театр интегрировалась в трансляции (QR-код, комментарии модератора, обращение ведущего трансляции).

Как быть тем, кто только планирует создать онлайн-сбор

Безусловно, быстро создать сервис и сразу начать получать прибыль невозможно, однако учреждение может начать работу в этом направлении.

Есть несколько сервисов, которые помогут в этом начинании. Например, частная филармония «Триумф» из г. Пермь создала страницу для сбора пожертвований с помощью сервиса «Я.Соберу» и написала открытый и понятный сопроводительный пост в социальной сети «Фейсбук», описав все возможные способы, как любой желающий может их поддержать.

Помимо «Я.Соберу» можно воспользоваться сервисом краудфандинга «Планета.Ру» или платформой Patreon, на которой пользователи делают не одноразовое пожертвование, а ежемесячно перечисляют выбранную сумму.

Советы из опыта Пермского театра оперы и балета, которые помогут в сборе пожертвований:

  1. О сборе нужно писать в описаниях к видео на русском и английском языке.
  2. Нужно говорить об этом, например, в подводках на прямых трансляциях.
  3. Модератор должен оставлять комментарии в чате в начале трансляции и ближе к ее окончанию.
  4. У иностранных жертвователей могут возникнуть сложности, поэтому необходимо связываться с ними лично и помогать совершить платеж.

Как просить помощи

Важно отметить, что тексты постов, комментарии модератора или речь ведущего перед трансляцией не должны давить на жалость или сообщать, что зрители или читатели ОБЯЗАНЫ поддержать культурное учреждение.

Настроение и посыл, которые скорее принесут вам успех, – это призыв присоединиться с сильному бренду («мы уже многого добились, давайте вместе добьемся большего»). С рекламодателем и спонсором нужно говорить на их языке и давать понять, что вы заинтересованы решать их задачи. Важна открытая отчетность и постоянная обратная связь с теми, кто сделал пожертвование.

Чтобы повысить шансы на то, что человек совершит пожертвование, нужно:

  1. Обозначать цель сбора.
  2. Четко понимать, к кому вы обращаетесь.
  3. Уточнять причину отказа (если платеж не был успешным, специалисты со стороны театра уточняют, что случилось).
  4. Выстраивать долгосрочные отношения (каждому жертвователю отправляется письмо с благодарностью и предложением разместить его ФИО на сайте, а затем предлагаются варианты развития отношений с театром).

Конечно, у каждого учреждения культуры есть свои стартовые условия, свои сильные и слабые стороны, на которые и нужно опираться при работе с аудиторией онлайн. Рассказ о работе Пермского театра оперы и балета – это только пример того, как учреждение культуры может работать с привлечением внебюджетных средств.

Воспользуйтесь этой статьей и вебинаром как вдохновением и найдите свой путь, который сделает ваше учреждение культуры уникальным и интересным пользователю. Пробуйте, ошибайтесь, пробуйте еще раз и проявляйте креатив!


Автор – Алла Платонова, директор по развитию Пермского театра оперы и балета.

Мнение автора поста может не совпадать с мнением администрации системы.
Загрузка комментариев